Что такое пульпит?

Что такое пульпит?

Пульпит – одно из самых часто встречающихся и самых неприятных заболеваний зубов. Боль от пульпита сильная, практически не поддающаяся воздействию обезболивающих препаратов. Зачастую она доставляет человеку настоящие мучения.

Что такое пульпа?

Как можно догадаться из названия болезни, пульпит – это воспаление пульпы. Пульпой именуется мягкая ткань, находящаяся в самой “сердцевине” живого зуба, в его полости, под слоями твердых тканей зуба. Именно в пульпе сосредоточены кровеносные сосуды и нервы, от которых зависит питание и жизнеобеспечение зуба. Там же находятся клетки, при делении формирующие верхние слои зуба. Таким образом, функции пульпы крайне важны: она обеспечивает рост зубной ткани, защиту зуба от развития инфекций, питает его, а также ответственна за нормальную чувствительность.

Причины возникновения пульпита

Пульпит обобщенный термин, объединяющий различные формы заболевания. “Роднит” их тот факт, что в любом случае пульпит вызывается инфицированием. Тем или иным путем инфекции удается попасть в полость зуба. И чаще всего “воротами” для инфекции становится нелеченный кариес: когда зубная эмаль и подлежащий дентин разрушены – путь для болезнетворных бактерий открыт. Вот почему все без исключения стоматологи настаивают, что лечить кариес необходимо на самой ранней стадии, даже если он не доставляет пока ни малейшего дискомфорта!

Назовем другие причины развития пульпита:

• Травмы типа трещины или перелома зуба, из-за которых зубная камера вскрывается;
  • Нарушения обмена, ведущие к проблемам с формированием дентина;
  • Ожог, полученный в процессе лечения данного зуба или небрежно проводимой подготовки к протезированию;
  • Попадание инфекции в зуб с током крови

Необходимо сказать, что пульпит может развиваться и как вторичный процесс: инфекция может развиться не только в нелеченном зубе, но и под старой разрушившейся пломбой. Стоматологи «DI-clinic» не зря рекомендуют своим пациентам выбирать максимально качественный пломбировочный материал – композитные пломбы, вместо цементных. Фотопломбы не только очень прочны, но и имеют минимальую усадку – при их установке риск последующего развития пульпита сведен практически к нулю (чего не скажешь о пломбах из цемента).

Симптомы и развитие болезни

Симптомы пульпита трудно с чем-либо перепутать: появляется мучительная зубная боль! Она может распространиться на всю челюсть, отдавать в ухо, виски, шею, и что еще хуже – усиливаться ночью.

Обычно различают острый и хронический пульпит – в зависимости от того, как протекает заболевание. Но и в том, и в другом случае бактерии внутри пораженной зубной полости вызывают разрушение здоровых тканей, прежде всего – нерва. При остром процессе полость начинает заполняться гноем, доставляя серьезные страдания владельцу зуба.

На самой ранней стадии пораженные ткани еще можно спасти. Нет ничего глупее, чем мужественно терпеть однажды настигнувшую вас зубную боль. Напротив, постарайтесь как можно быстрее попасть к врачу-стоматологу!

Опасность пульпита еще и в том, что инфекция быстро может выйти за пределы пораженного зуба, распространяясь на окружающие ткани. Так развивается периодонтит – воспалительный процесс в периапикальных тканях, серьезно угрожающий потерей зуба.

Скопившийся в полости гной может проникнуть в ткани десны, так образуется флюс – щека раздувается, повышается температура, боль не дает ни есть, ни спать. В этом случае далеко не в каждой стоматологической клинике возьмутся за спасение зуба.

Обычно вердикт врача короток: только удаление! Так что в случае запущенного пульпита (если вы, конечно, хотите зуб все же сохранить) ищите клинику, специализирующуюся на сложных случаях. Как известно, в Иркутске это – «DI-clinic». Серьезный опыт врачей и наличие первоклассного оборудования позволяет врачам спасать зубы, признанные практически безнадежными.

Чем опасен хронический пульпит?

Надеемся, про острый пульпит все понятно – процесс развивается бурно, боль почти невыносима, и вы поневоле быстро собираетесь к стоматологу. В случае хронического пульпита все сложнее. Он представляет собой длительное и вялотекущее воспаление, тянуться которое может неделями, месяцами, а то и годами. Боль, которую владелец зуба терпит, постепенно притупляется. Вам просто «больновато» жевать на проблемной стороне, немного дискомфортно, но вроде все терпимо. На самом деле в пораженном зубе медленно идут разрушительные процессы.

Различают несколько видов хронического пульпита. Чаще прочих встречается фиброзный, при котором ощущается непрерывная и неприятная тяжесть в зубе и ноющая боль. Гипертрофический пульпит характеризуется выходом воспаленной пульпы в кариозную полость и за ее пределы, при этом боль ощущается в основном в процессе жевания. Гангренозный пульпит опаснее прочих –характеризуется полным гнилостным распадом пульпы, инфекция может распространиться до шейных лимфоузлов.

Осложнениями хронического пульпита могут стать крайне неприятные вещи:

• Периодонтит
  • Развитие флюса
  • Развитие пародонтита

А в самых запущенных случая возможны осложнения, всерьез опасные для организма:

• Остеомиелит – гнойное воспаление челюстной кости
  • Абсцесс или флегмона
  • Сепсис – к счастью, такое встречается только у людей с серьезно ослабленным иммунитетом.

Лечение пульпита – возможно ли оно без удаления зуба?

В современной стоматологии разработано и довольно успешно применяется множество методик, позволяющих справиться с пульпитом.

Существуют две возможности – сохранить пульпу зуба живой, ликвидировав воспаление, или удалить ее, полностью или частично.

Первый метод сработает только в самом начале болезни, когда процесс еще не затронул пульпу в корневых каналах.

Инфекция подавляется специальными лекарственными средствами, повязку с которыми стоматолог будет накладывать на зуб. Понадобиться постоянный контроль процесса. К сожалению, метод применим крайне ограниченно – в основном, только у молодых и в остальном здоровых пациентов.

Впрочем, у врачей «DI-clinic» в рабочем арсенале есть немало эффективных способов обойтись без удаления зуба. Подробнее о лечении пульпита мы расскажем в нашей следующей статье.