Что такое пульпа зуба?

Что такое пульпа зуба?

Зуб человека имеет сложное строение. Под твердыми тканями зуба, которые представлены зубной эмалью и дентином, расположены мягкие ткани зуба – это и есть так называемая пульпа.

Пульпа именуется иногда “сердцевиной” зуба, располагается она в полости зуба и корневых каналах, и в целом является довольно крупной анатомической структурой.

Что такое пульпа с точки зрения анатомии

В бытовом обиходе пульпу частенько именуют зубным нервом. Анатомически точнее будет сказать, это рыхлая соединительная ткань, в составе которой множество кровеносных сосудов, благодаря которым происходит питание зуба. Множество нервных окончаний также находятся в пульпе – именно они отвечают за чувствительность наших зубов. Волокна, из которых состоит пульпа, образованы эластином и коллагеном, они отличаются прочностью и упругостью.

В толще пульпы находится множество специализированных клеток, выполняющих различные функции, жизненно важные для зуба. Это фибробласты, образующие коллагеновые волокна, макрофаги – клетки-поглотители инфекционных агентов, одонтобласты – клетки, ответственные за образование дентина, и ряд других.

Роль, выполняемая пульпой зуба

Основная функция пульпы – обеспечение нормальной жизнедеятельности здорового зуба и защита от возможных воспалений. Вообще современная стоматология четко выделяет следующие функции пульпы:

• Пластическая функция – заключается в образовании дентина, благодаря активной деятельности расположенных в ней одонтобластов
  • Защитная функция – именно пульпа зуба активно препятствует всевозможным инфекциям “просачиваться” в ткани периодонта через корневые каналы. Если же инфекционных агентов чрезмерно много, а иммунитет человека не слишком силен, пульпа со своей защитной функцией не справляется – начинается процесс воспаления, называемый пульпитом;
  • Трофическая функция – через кровеносные сосуды пульпы обеспечивается поступление к твердым тканям зуба необходимых для их существования питательных веществ. Возможно, вы знаете, что если пульпа в зубе разрушена необратимо или удалена из-за воспаления–твердые ткани не получают питания и начинают необратимо разрушаться.

Возрастные изменения в пульпе

Как и всякая живая структура, пульпа претерпевает в течение жизни определенные изменения. Так, в самом начале жизни, у ребенка с молочными зубами эмаль и слой дентина еще довольно тонки, а пульпа, напротив, “толще” и массивней. В ней активно идут все процессы – ведь организм ребенка развивается бурно. Кстати, и воспаления пульпы – то есть пульпиты – у детей тоже развиваются стремительно. Малейшее промедление в лечении пульпита у ребенка чревато потерей зуба!

Объем пульпы напрямую будет зависеть от возраста человека: с течение лет он неизбежно будет уменьшаться. Так как внутри каждого зуба постоянно идет процесс образования вторичного дентина, объемы пульпарной камеры и корневых каналов постепенно уменьшаются. Соответственно, и объем пульпы сокращается. Питание зубов с возрастом ухудшается, дентин постепенно утрачивает важные свойства. Уменьшается и число клеточных элементов пульпы, сосуды постепенно забиваются микро-склеротическими бляшками, а нервные окончания кальцифицируются. Вот почему пульпиты у людей преклонного возраста встречаются не столь часто, но и поддаются лечению очень плохо.

Пульпит – воспаление пульпы, причины развития пульпита

Пульпит – одно из самых часто встречающихся заболеваний зубов. До 30% пациентов, пришедших в стоматологическую клинику с острой болью, в итоге получают диагноз пульпит. А именно острая мучительная боль, усиливающаяся в ночное время, и является первым маркером острого пульпита.

Итак, основная причина пульпитов – инфекционные поражения зуба. К сожалению, это не единственная причина: пульпа зачастую воспаляется при различных травмирующих механических воздействиях или небрежно проведенном стоматологическом лечении.

Стоматологи различают острый и различные формы хронического пульпита, терапия каждого из которых имеет свои особенности.

Самая распространенная причина развития воспаления пульпы – запущенный нелеченный кариес. Болезнетворные бактерии проникают в пульпу через кариозную полость.

Чрезмерное препарирование зуба под различные ортопедические конструкциибез соблюдения протоколатоже могут стать причиной пульпита. Как избежать проблемы? Прежде всего – регулярно посещать стоматолога, не оставляя без лечения кариес даже в начальной стадии. И внимательно выбирать стоматолога, которому вы доверите лечение своих зубов.