Что такое кариес?

Что такое кариес?

Вряд ли есть человек, который не слышал бы слово «кариес». Кариес – это самое распространенное заболевание зубов, сталкиваться с ним в течение жизни приходится практически каждому.

По статистике, кариес отмечается у 90 и даже 98% процентов населения.

Современная стоматологическая наука определяет кариес как патологический процесс, развивающийся в твердых тканях зуба и приводящий к их деминерализации и разрушению с образованием кариозной полости. Говоря иными словами, при кариесе в полости зуба образуются «дыры», а в запущенных случаях – зуб разрушается практически полностью, доставляя в процессе немало проблем.

Для самого начала развития кариеса характерно образование на зубной эмали пятна характерного цвета, после чего поверхность зуба в области пятна становится шероховатой, зуб начинает болезненно реагировать на холодную или сладкую пищу. далее присоединяется ноющая боль. Для осложненного кариеса характерно развитие воспаления мягких тканей зуба – пульпита, далее может «подключиться» и периодонтит. Запущенный кариес легко приводит к потере зуба. И что еще должно тревожить обладателя нелеченных кариозных зубов – непролеченные кариозные полости заметно повышает риск обострения имеющихся хронических заболеваний.

Возможные причины развития кариеса

Единого мнения о причинах развития кариеса у врачей и ученых до сих пор нет. На сегодняшний день существует несколько десятков теорий. Однако сомнений нет, что одной из важнейших причин возникновения заболевания является пренебрежение гигиеной полости рта.

Скапливающийся на зубах налет становится местом интенсивного развития бактерий, которые и поражают твердые ткани зуба, начиная с эмали. Основной частью бактериальной массы, вызывающей кариес, являются стрептококки, в благоприятных условиях способные интенсивно продуцировать молочную кислоту. Молочная кислота начинает пагубно воздействовать на эмаль, запуская процесс деминерализации. Процессу деминерализации (проще говоря – разрушению эмали) способствует обилие углеводов, получаемой нами из пищи. Вот почему процесс развития кариеса врачи однозначно связывают с избытком в пище сахара и простых углеводов.

Отмечено, что на скорость развития кариеса сильное влияние оказывает общее состояние иммунной системы человека: чем человек более склонен к инфекциям, тем быстрее портятся у него и зубы. Экстремальные негативные воздействия на организм также повышают вероятность быстрого развития кариеса.

Способствуют развитию кариозного процесса и такие факторы, как изменение состава слюны из-за нарушений кислотно-щелочного баланса организма (в этом случае снижаются ее естественная антибактериальная защита). Диета, бедная минеральными веществами, особенно в период формирования зубов, также будет «работать» на ранее развитие кариеса.

Проявления кариеса на различных стадиях развития

Различают несколько последовательно сменяющих друг друга стадий болезни.

Начало – стадия белого пятна, когда можно заметить только ограниченный участок измененияоттенка эмали зуба. Видимых глазом разрушений еще нет, и даже проводимое стоматологом обследование стоматологическим зондом не помогает обнаружить проблему.

Вторая стадия – развитие поверхностного кариеса. Процесс затрагивает только эмаль Во время обследования зондом в области пигментного пятна врач обнаруживает шероховатую поверхность.

При среднем кариесе все обстоит серьезней: уже поражены не только эмаль, но и дентин. При глубоком кариесе процесс доходит уже до пульпы, поражаются все ткани зуба, и идет процесс его разрушения. Начиная со стадии среднего кариеса пациенты обычно испытывают боль в тот момент, когда в кариозную полость попадает горячая, холодная или сладкая пища/питье. Хорошо, если боли прекращаются сразу после устранения раздражителя.

Часто поражается не один зуб, а несколько рядом стоящих. Если лечение зубов не проводится вовремя, нередко подсоединяется и воспалительный процесс мягких зубных тканей – пульпит, который сопровождается уже невыносимыми болями.

Диагностика кариеса и его лечение

Диагностика этой проблемы не представляет для врача особой сложности – кариес выявляется при визуальном осмотре и инструментальном обследовании. Не забывайте – чем регулярнее вы будете приходить на профилактические осмотры, тем больше вероятность того, что кариес будет «ликвидирован» в самом его начале, а необходимое лечение будет минимальным.

Лечение заключается в удалении пораженных твердых тканей и заполнении санированных полостей пломбировочным материалом. Проще говоря, без постановки пломбы кариес не вылечить.

Из полости тщательно вычищаются все размягченные ткани, проводится антисептическая обработка для устранения бактериальных скоплений.

Для лечения поверхностного кариеса используются композитные материалы с высокой адгезией, что позволяет обойтись без глубокого препарирования.

Наиболее сложный процесс –лечение глубокого кариеса. Чтобы восстановить зуб, почти полностью разрушенный кариозным процессом, врачу нужно обладать немалым опытом и верно подобрать методику. Для различных клинических случаев разработаны многочисленные методы лечения.

Огромную роль играет выбор пломбировочного материала. В ходе формирования пломбы хороший врач обязательно старается по максимуму восстановить анатомическую форму реставрируемого зуба. Пломбировочный материал подбирается также и по цвету – он должен максимально совпадать с цветом эмали пациента.

После установки пломбы поверхность ее шлифуются и полируется. Хорошоотполированная поверхность пломбы не будет задерживать на себе частицы пищи, не смогут на ней оставаться и микроорганизмы. Пломба восстанавливает целостность зубной поверхности, блокирует дальнейшее разрушение зуба и вероятность развития пульпита.

После инструментальной и антисептической обработки каналов они высушиваются и далее пломбируются. После чего уже зуб подлежит дальнейшей реставрации.

Пара слов о профилактике кариеса

Об этом сказано немало, способы профилактики кариеса известны каждому. Так давайте будем их соблюдать – ведь это несложно!

Используйте качественные зубные пасты и щетки, тщательно вычищайте мягкий налет, регулярно делайте профессиональную чистку у стоматолога. Питайтесь сбалансированно и без избытка простых углеводов, следите за качеством потребляемой воды. Посещайте своего стоматолога раз в полгода для профилактического осмотра. И тогда кариес вам будет вовсе не страшен!